862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2024

Кемурджиан
Александр Леонович

Кемурджиан Александр Леонович (1921–2003) – советский инженер-конструктор, основатель научной школы космического транспортного машиностроения, создатель первых в мире планетоходов; доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии.
Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 года во Владикавказе. В 1940 г. он поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В 1942 году добровольцем он ушел на фронт и находился в действующей армии с 1943 года и до конца войны, прошёл с боями путь от Курской дуги до Померании.
В 1951 году Александр Кемурджиан с отличием окончил транспортный факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1951 по 2003 год Александр Леонович работал во ВНИИ-100 (впоследствии преобразованного в ОАО «ВНИИтрансмаш») в должностях от инженера до заместителя директора – главного конструктора института (1969–1991).
В 1963 году Александр Леонович был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Луноход». Под руководством А.Л. Кемурджиана во ВНИИтрансмаш сложился коллектив, работавший по космической тематике. Они создавали самоходные шасси для луноходов – «Луноход-1» (1970) и «Луноход-2» (1973), подвижные приборы для исследования поверхности Марса и его спутника Фобоса, прибор для исследования физико-механических свойств грунта, который успешно эксплуатировался на Венере.
А.Л. Кемурджиан – основатель отечественной школы конструирования планетоходов, в значительной мере определивший развитие этой дисциплины в мировом масштабе. Он создал новое направление в технике – космическое транспортное машиностроение, разработал основы теории, конструирования и испытаний планетоходов. Отличительной чертой школы А.Л. Кемурджиана являлась реализация новых научных идей и технических решений в металле, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации на искусственном полигоне ВНИИтрансмаша, а также на естественных полигонах на Камчатке и в Средней Азии.
А.Л. Кемурджиан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В мае 1986 г. он был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. На базе опыта, полученного при проведении работ по планетоходам, под руководством А.Л. Кемурджиана в сжатые сроки был создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.
Александр Леонович Кемурджиан являлся автором более 200 научных трудов и был хорошо известен в отечественных и зарубежных научных кругах.
В 1997 году решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993.