862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2025

Кемурджиан
Александр Леонович

Кемурджиан Александр Леонович (1921–2003) – советский инженер-конструктор, основатель научной школы космического транспортного машиностроения, создатель первых в мире планетоходов; доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии.

Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 года во Владикавказе. В 1940 году он поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. В 1942 году он добровольцем ушёл на фронт и находился в действующей армии с 1943 года до конца войны, пройдя путь от Курской дуги до Померании.

В 1951 году Александр Кемурджиан с отличием окончил транспортный факультет МВТУ имени Н. Э. Баумана. С 1951 по 2003 год он работал во ВНИИ-100 (впоследствии преобразованном в ОАО «ВНИИтрансмаш») на различных должностях, включая должность заместителя директора — главного конструктора института (1969–1991).

В 1963 году Александр Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Луноход». Под его руководством во ВНИИтрансмаше сформировался коллектив, работавший по космической тематике. Они создавали самоходные шасси для луноходов — «Луноход-1» (1970) и «Луноход-2» (1973), подвижные приборы для исследования поверхности Марса и его спутника Фобоса, а также прибор для исследования физико-механических свойств грунта, который успешно эксплуатировался на Венере.

Александр Кемурджиан является основателем отечественной школы конструирования планетоходов, в значительной степени определившим развитие этой дисциплины в мировом масштабе. Он создал новое направление в технике — космическое транспортное машиностроение, разработал основы теории, конструирования и испытаний планетоходов. Отличительной чертой школы Александра Кемурджиана была реализация новых научных идей и технических решений в металле, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колёсного, гусеничного, шагающего и колёсно-шагающего движителей.

Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации на искусственном полигоне ВНИИтрансмаша, а также на естественных полигонах на Камчатке и в Средней Азии.

Александр Кемурджиан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В мае 1986 года он был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. На базе опыта, полученного при проведении работ по планетоходам, под руководством Александра Кемурджиана в сжатые сроки был создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.

Александр Леонович Кемурджиан является автором более 200 научных трудов и был хорошо известен в отечественных и зарубежных научных кругах.

В 1997 году решением Международного астрономического союза малая планета Солнечной системы № 5993 была названа именем «Кемурджиан».