Достижения науки и техники: луноход
17 ноября 1970 года по поверхности Луны начал свое движение первый в мире автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», к созданию которого был причастен ВНИИ Трансмаш.
Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт (сокращенно — ВНИИ-100, впоследствии ставший ВНИИ Трансмаш) был образован в июне 1949 года на базе ленинградского филиала Опытного завода № 100, который в годы Великой Отечественной войны создавал тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки. Первым директором института стал выдающийся инженер и конструктор Жозеф Яковлевич Котин. С 1949 по 1960 год институт участвовал в создании и совершенствовании бронетанковой техники послевоенного поколения. С 1960 по 1975 год проводились разработки по созданию основных танков и боевых машин пехоты, а также автоматизированных шасси луноходов.
Самоходный аппарат «Луноход-1» был создан в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина под руководством Григория Николаевича Бабакина. Однако самоходное шасси для лунохода было разработано во ВНИИ Трансмаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.
Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Самоходный аппарат предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
Почему именно Трансмаш разрабатывал шасси для луноходов?
Ленинградский ВНИИ Трансмаш (ВНИИТМ) был в СССР основным разработчиком шасси для планетоходов (также изготавливались колеса, двигатели, привод, подвеска, система управления ими). В этом учреждении разрабатывались главным образом шасси для танков, так что был накоплен обширный опыт в области создания транспорта повышенной проходимости, поскольку общее свойство у планетохода и танка — движение по неподготовленной местности. Здесь было создано и испытано множество самых различных устройств — «Луноход-1» и «Луноход-2» (1970), шагающий планетоход, отправленный в 1971 году на Марс, а в последующие годы и другие устройства и роботы.
Уникальность «Лунохода-1»
Уникальность «Лунохода-1» заключается в его колесах, которые можно считать классикой. Большинство последующих макетов и планетоходов что-нибудь от них заимствовали. Почему у планетоходов, в частности лунохода, столько колес? До последнего момента не исключалось использование гусениц. В случае с восемью колесами «Лунохода-1» это не потребовало бы полного пересмотра конструкции. Такое количество колес давало снижение нагрузки на грунт. Кроме того, этим обеспечивалась надежность механизма, поскольку работоспособность устройства сохранялась при выходе из строя нескольких колес.
Управление «Луноходом-1»
Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года, 15 ноября «Луна-17» вышла на орбиту искусственного спутника Луны. 17 ноября 1970 года станция благополучно прилунилась в Море Дождей, и «Луноход-1» съехал на лунный грунт. Управление исследовательским аппаратом осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе «Минск-22» — СТИ-90. Центр управления луноходом в симферопольском Центре космической связи включал в себя пункт управления луноходом, который состоял из пультов управления командира экипажа, водителя лунохода и оператора остронаправленной антенны, рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации. Основную сложность при управлении луноходом составляли задержка времени (радиосигнал двигался до Луны и обратно около 2 секунд) и применение малокадрового телевидения с частотой смены картинки от 1 кадра в 4 секунды до 1 в 20 секунд. В результате общая задержка в управлении доходила до 24 секунд.
После выполнения программы луноход проработал на Луне до 4 октября 1971 года, в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках был проведен анализ его химического состава.
Документальный фильм «Луноход-1», 2 часть, хронометраж: