Можайский
Александр Федорович
Можайский Александр Федорович (1825-1890) – русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, автор проекта первого в России самолета.
Александр Федорович Можайский родился 9 (21) марта 1825 года в семье потомственного моряка, лейтенанта, будущего адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского.
С 1835 по 1841 гг. Александр обучался в Морском кадетском корпусе. После окончания обучения юноша был произведен в мичманы, началась его служба в Российском императорском флоте. После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Александр Можайский получил чин лейтенанта.
В 1853-1855 гг. А.Ф. Можайский в составе экипажа фрегата «Диана» участвовал в дальнем походе Кронштадт – Япония. В период своего пребывания в Японии Можайский сделал множество рисунков, позднее он часто украшал свой дом предметами японского происхождения. После завершения экспедиции Александр Федорович вновь был переведен на Балтийский флот.
В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально созданных судах. По возвращении из экспедиции он был назначен старшим офицером линейного корабля «Орел», а летом 1860 года – командиром винтового клипера «Всадник».
После поражения в Крымской войне и наложенных ограничений на численность флота по условиям Парижского мирного договора часть морских офицеров переводилась на гражданскую службу, в том числе для проведения крестьянской реформы 1861 года. Александр Федорович был назначен на должность кандидата (помощника) мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. С 1868 года Можайский поступил на службу в «Общество северного пароходства» в Санкт-Петербурге, где занимался сооружением спасательных станций на Балтийском море, а затем перевелся в Одессу в «Русское общество пароходства и торговли».
Еще в 1856 году, наблюдая за полетом птиц, Александр Федорович Можайский задумался над идеей создания летательного аппарата, основанного на аэродинамическом принципе. Вначале он занялся научным изучением полета птиц и их анатомии. Затем, в 1869-1876 гг., он приступил к изготовлению моделей летательного аппарата, напоминающих воздушные змеи.
Начиная с осени 1876 года Можайский проводил публичные опыты с летающими моделями самолета в Санкт-Петербурге. Уже к концу 1876 года проект летательного аппарата был представлен в Военное министерство, но в выдаче средств на изобретение было отказано. Тогда Александр Федорович стал вкладывать в разработку свои собственные средства, а также пожертвования от частных лиц. Летом 1882 года на военном поле около станции Дудергоф началось строительство натурного самолета. Не сохранилось документов, подробно зафиксировавших испытания самолёта Можайского. В ряде публикаций, появившихся уже после смерти изобретателя, в конце XIX – начале XX века, сообщалось, что аппарат потерпел аварию при попытке взлёта. В некоторых из них также указывалось, что при этом имел место кратковременный отрыв аппарата от земли.
А.Ф. Можайский пытался отремонтировать самолёт и модернизировать силовую установку, повысив её мощность, однако из-за отсутствия средств не успел сделать этого до своей кончины в 1890 году. После смерти А.Ф. Можайского его сыновья пытались продать самолёт правительству, но получили отказ. В мае 1891 года им было предписано убрать аппарат с военного поля. Дальнейшая судьба самолёта Можайского точно не известна.