
Котин
Жозеф Яковлевич
Котин Жозеф Яковлевич (1908–1979) – советский учёный и конструктор танков и тракторов; доктор технических наук, профессор, генерал-полковник инженерно-технической службы, заслуженный деятель науки и техники РСФСР; Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии; первый директор ВНИИ-100.
Жозеф Яковлевич Котин родился 26 февраля 1908 года в Павлограде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область). В 1932 году он окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде, после чего работал в Военной академии механизации и моторизации РККА в Москве на различных должностях, включая должность начальника конструкторского бюро научно-исследовательского отдела.
В мае 1937 года Котин стал начальником танкового конструкторского бюро (СКБ-2) на ленинградском Кировском заводе, где он руководил проектированием тяжёлых танков СМК и КВ.
С октября 1941 года по 1945 год Котин занимал должность заместителя наркома танковой промышленности, а также с 1941 по 1943 год — главного конструктора Кировского завода Наркомата танковой промышленности в Челябинске (так стал называться Челябинский тракторный завод, объединённый с эвакуированными Кировским и Харьковским моторным заводами).
За годы войны под руководством Котина были разработаны и поставлены на производство тяжёлые танки КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и четыре самоходные артиллерийские установки. По его инициативе был образован опытный завод №100 для работ по совершенствованию танков и по новым разработкам, главным конструктором и директором которого он стал в 1943 году.
В феврале 1946 года Котин был назначен главным конструктором Кировского завода в Ленинграде. Одновременно он руководил филиалом опытного завода №100, являясь его директором и главным конструктором. Под его руководством были созданы тяжёлый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П.
В июне 1949 года на базе филиала завода №100 был образован танковый и дизельный научно-исследовательский институт ВНИИ-100, а Жозеф Яковлевич Котин был назначен его первым директором.
Посвятив два года организации института, Котин в августе 1951 года вернулся на ленинградский Кировский завод начальником Особого конструкторского бюро по танкостроению (ОКБТ). К тому времени ВНИИ-100 сформировался как объединение ведущих специалистов танковой техники.
В последующие годы под руководством Котина на ленинградском Кировском заводе велись разработки тяжёлых военных гусеничных машин и самоходных ракетных комплексов, а также машин гражданского назначения (например, трелёвочный трактор КТ-12, антарктический вездеход «Пингвин», колёсный трактор К-700).
В 1968–1972 годах Котин являлся заместителем министра оборонной промышленности, с 1972 года — членом коллегии и членом научно-технического совета министерства.
Котин успешно занимался и преподавательской деятельностью, был заведующим кафедрой Ленинградского политехнического института, много внимания уделял подготовке научных кадров.