до 862
862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2024

Железнодорожное строительство

Железная дорога, прошедшая в конце 1850-х годов через Лигово и Красное Село, значительно изменила их жизнь. Бурными темпами стала развиваться Красносельская фабрика, но в большей степени — дачное строительство, обеспечив значительный приток желающих отдохнуть в красивой и здоровой местности в летнее время от душного, грязного столичного города.

Железные дороги, появившись в России в 1837 году, стали активно строиться лишь после появления в 1851 году железнодорожного пути, соединившего две столицы — Санкт-Петербург и Москву. После этого главной задачей нового вида транспорта стала перевозка грузов и пассажиров, поэтому первые дороги соединяли крупные города, особенно промышленные центры. Железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию многих населенных пунктов, через которых проходили пути, а также развитию дачных поселков.

Дудергоф. Железная дорога на Красное Село. 1907–1909 гг. Сайт PastVu, pastvu.com

В 1857 году железная дорога соединила Санкт-Петербург и Петергоф, затем было сделано ответвление в Красное Село. Дальнейшее развитие железнодорожного строительства привело к созданию Балтийской железной дороги, соединившей Петербург и Прибалтийский край, в том числе от Красного Села был проведен путь до Гатчины. В помощь дачникам, активно пользовавшимся новым видом транспорта из-за его относительной дешевизны, доступности и быстрого перемещения, в 1883 году начальник станции Красное Село А. П. Верландер составил путеводитель по станциям Балтийской железной дороги с описанием самих станций и близлежащих окрестностей.

Станция Лигово

Первое пассажирское здание на станции Лигово. Фасад со стороны пути и боковой фасад. 1854 г. Сайт «История Лигово под Петербургом», ligovo-spb.ru

В 1857 году железная дорога соединила Санкт-Петербург и Петергоф. Среди остановок была станция Красносельская. Так до открытия ветки в Красное Село называлась станция на территории Лигово. Проект деревянного вокзала на этой станции был составлен архитектором В. И. Бурдой. Это было небольшое двухэтажное здание с квартирами для служащих на втором этаже и рындой в башенке. Верландер отмечал, что в здании вокзала не было «ни дамской комнаты, ни мужской уборной с прибором для умывания». Здание вокзала сгорело 28 апреля 1890 года.

Новый каменный вокзал появился 6 сентября 1892 года. Однако проект вокзала со службами был подготовлен архитектором С. П. Кондратьевым уже к лету 1890 года и утвержден Министерством путей сообщения осенью того же года. Чтобы не останавливать движение, было построено временное здание для пассажиров. При строительстве была произведена частичная перекладка железнодорожных путей, Ораниенбаумская и Петербургская платформы стали высокими и деревянными. Напротив здания вокзала была сделана низкая каменная Красносельская платформа.

Центром нового здания вокзала стал вестибюль с двумя сквозными входами. Там располагался восьмигранный павильон для кассы. Залы I, II, III классов имели отдельные входы и выходы на платформу. Императорской половины в здании вокзала не было, была лишь парадная комната для высочайших особ. Вокзал на станции Лигово был одним из первых, где не планировалось никаких жилых помещений для служащих. Для них на некотором расстоянии были спроектированы отдельные жилые деревянные дома.

В 1898–1899 годах по проекту архитектора С. Н. Лазарева-Станищева был построен деревянный навес на первой платформе станции Лигово. Он был сделан в русском стиле.

Станция Сергиево

Вокзал в Сергиево был открыт также в 1857 году. При нем были залы для пассажиров трех классов, а также буфет и дамская комната с женской прислугой. Здание было построено архитектором Н. Л. Бенуа в русском стиле, что перекликалось с архитектурным убранством Сергиевой Пустыни, расположенной в двух километрах от железнодорожной платформы и давшей в 1904 году название станции. Монастырь и платформу соединяла конно-железная дорога. На платформе так же, как и в Лигово, были устроены деревянные навесы для пассажиров по проекту архитектора С. Н. Лазарева-Станищева.

Станция Красное Село

Летом 1858 года было начато строительство железной дороги от Лигова до Красного Села — летней военной столицы. Через год движение было открыто, в первое время оно осуществлялось только с весны по осень. Здание вокзала было построено в 1858 году архитектором Н. Л. Бенуа в неоготическом стиле. Красносельская ветка строилась как тупиковая, поэтому с одной стороны железнодорожного полотна располагалось здание для пассажиров, с другой стороны — деревянная станция «для высочайших особ». Отдельно находился павильон для царской семьи. В 1870 году произошел пожар, вокзал был построен заново архитектором П. С. Купинским.

Станция Дудергоф

В 1872 году была проведена железнодорожная ветка Красное Село — Гатчина. Одна из остановок первоначально носила название полустанция Горская, а с 1890 года — Дудергоф. Хотя поезда делали на ней остановку только в летний период, тем не менее дачников, желавших там выйти, становилось все больше и больше. После многочисленных просьб и длительных обсуждений было принято решение построить здесь вокзал и изменить статус станции. Проект переустройства платформы был готов в 1898 году, на следующий год здание вокзала было построено архитектором С. Н. Лазаревым-Станищевым.

Станция Горелово-Карьер

В 1897 году была открыта станция Горелово-Карьер. Для обеспечения строительных работ в столице в районе поселка Горелово добывали песок и строевой лес, которые по узкоколейке вывозились к железнодорожной ветке Лигово — Красное село. В 1912 году на станции был построен вокзал — одноэтажное здание с мезонином в стиле модерн.

Станция Горелово. Общий вид. Начало ХХ века. Материалы группы «ВКонтакте» «Краеведение Красносельский район», https://vk.com/krasnkraeved