до 862
862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2024

XVIII век, образование
Санкт-Петербурга

XVIII век, связанный с правлением и реформами Петра I, многолетней Северной войной, завершившейся победой русского государства и возвращением Ижорского края в состав России, стал новым этапом в развитии земель на южном берегу Финского залива. Строительство нового города и перенос в Санкт-Петербург столицы Российского государства способствовали экономическому и культурному развитию бывшей шведской провинции Ингерманландии.

План местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом, снятый в 1698 г. до завоевания ее Петром Великим, с показанием существовавших на ней шведских укреплений. 1698 г. Источник: Материалы сайта Окрестности Петербурга https://www.aroundspb.ru/

XVIII век для Российского государства начался длительной Северной войной со Швецией (1700–1721) за выход к Балтийскому морю и возвращение ранее утерянных территорий. Во время войны, в результате побед русского оружия и взятия шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц, русский царь Петр Алексеевич принял решение о строительстве нового города — Санкт-Петербурга, а затем о переносе на берега Невы столицы русского государства. Однако это стало возможным лишь после сокрушительного поражения шведов под Полтавой в 1709 году, а также взятия в 1710 году крупнейших шведских крепостей Выборга, Кексгольма и Риги.

Проспект Санкт-Петербургской крепости с частью города. 1725 г. Источник: Материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/636171

Южное побережье Финского залива Петр Алексеевич решил использовать под императорские резиденции и частные усадьбы. Согласно его указаниям, было сделано подробное описание и разбивка на одинаковые участки всего берега вдоль существовавшей приморской дороги от Санкт-Петербурга до царской резиденции в Петергофе. Эти владения раздавались членам императорской семьи, ближайшим сподвижникам и сановникам. Комплекс участков и усадеб получил название Петергофской дороги, многие из этих имений превратились в роскошные владения в середине столетия и просуществовали до начала XX века.

План Петергофской дороги с дворами (фрагмент). 1747 г. Источник: Материалы сайта История Лигово под Петербургом http://ligovo-spb.ru/

Земли бывшего Дудергофского баронства, вошедшие в состав Санкт-Петербургской губернии, стали активно развиваться в экономическом и культурном плане. Помимо Дудергофа, появился новый центр прежде всего промышленного производства — Красное Село, где была основана бумажная фабрика, вскоре ставшая одним из важнейших предприятий Санкт-Петербурга и губернии.

В XVIII веке близ Дудергофа и Красного Села стали проводиться воинские маневры. Именно на таких маневрах 1765 года впервые отличился будущий полководец А. В. Суворов. Екатерина II посещала учения, ее ставка находилась на склоне высот. Императрица проявляла большой интерес к этой местности. Так, 26 июня 1772 года она в сопровождении свиты «шествовала в каретах к Дудергофской горе и по выходе из кареты у подошвы горы следовала на высоту оной. Потом соизволила проходить в состоящий на оной горе сад».

Уже в конце XVIII века этот край, прежде всего Дудергофские горы, стал привлекать внимание естествоиспытателей и исследователей. В мае 1792 года здесь побывали архитектор и ученый Н. А. Львов, граф А. А. Безбородко и ботаник Бибер. Они не только изучали местную флору, но и посадили на высотах новые ранее не встречавшиеся в окрестностях Санкт-Петербурга растения.

Близкое расположение от столицы Российской империи, необходимость ее снабжения продуктами, товарами, а также интерес к краю со стороны как государей, так и знатных богатых людей на протяжении всего столетия сделали возможным последующий расцвет этих земель, прежде всего Красного Села и Дудергофа.