до 862
862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2024

Восстановление хозяйства

После освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков сразу же началось ее восстановление. Возрождение промышленных предприятий, сельского хозяйства, населенных пунктов — вот первая задача, которая стояла перед руководством района.

Перспектива с Вороньей горы на железную дорогу. 1947 г. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1734969

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб территории Красносельского района. Так, за 28 месяцев оккупации Красного Села немецкими оккупантами было уничтожено более половины жилого фонда. Из 1045 существовавших домов было сожжено свыше 600, остальные были повреждены. В руинах лежали промышленные предприятия, школы, дома культуры, был разрушен Красносельский вокзал. Сразу же после освобождения территории началось ее восстановление.

Общий вид здания районного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). 5 октября 1947 г.
Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Ар 208123.

Восстановление промышленных предприятий

Самыми крупными довоенными промышленными предприятиями были Красногородская бумажная фабрика и завод «Пишмаш». Они были полностью разрушены за годы войны. Восстановлению промышленного производства сразу же было уделено большое внимание.

Бумажная фабрика. 1960–1970-е гг. Источник: материалы сайта «Виртуальный музей истории Красносельского района Санкт-Петербурга» http://krasnoselmuseum.narod.ru/

Красногородская бумажная фабрика серьезно пострадала за годы оккупации. Корпуса предприятия были взорваны фашистами, а оборудование увезено в Германию. Однако уже 7 мая 1949 года восстановленная Красногородская фабрика дала первую бумагу, а через два года уровень производства достиг довоенного.

Разрушенный завод «Пишмаш». 1944 г. Источник: материалы сайта PastVu https://pastvu.com/p/1679712

Производство «Пишмаша» в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано в Уфу, сам завод был занят немецкими войсками. В первые послевоенные годы завод был практически построен заново, но перепрофилирован: он ремонтировал строительную технику, а также изготавливал машины для добычи торфа. В начале 1950-х годов завод стал изготавливать бытовые и промышленные электросчетчики, вскоре это стало основным видом его продукции.

Восстановление сельского хозяйства

В тяжелом состоянии находилось и сельское хозяйство Красносельского района. До войны здесь существовали многочисленные колхозы, в том числе колхозы-миллионеры «Роте фане», «Красный артиллерист», колхоз им. С. М. Буденного и др. В годы войны они были полностью разорены. Скот, оборудование, инвентарь также были реквизированы и увезены. Общественные постройки оказались разрушенными. Тем не менее сразу же после освобождения территории колхозники стали собирать оставшийся инвентарь и готовиться к весеннему севу. Картофель и зерно для посадки собирали по домам и хозяйствам.

Весной 1944 года только четыре колхоза из 103 ранее существовавших смогли провести посевные работы. Не хватало рабочих рук, семян, лошадей, инвентаря. Когда наступила уборочная пора, комсомольцы колхоза «Трудовик» обратились ко всем комсомольцам и молодежи района с призывом быстро и без потерь собрать урожай, что нашло отклик среди населения.

29 декабря 1944 года Ленинградской области было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны за получение высокого урожая. Несомненно, в этом был вклад и колхозников, работников совхозов и подсобных хозяйств Красносельского района. К 1946 году посевные площади района увеличились, как и число колхозов. На районной сельскохозяйственной выставке продемонстрировали свою продукцию колхозы «Никколово», «Воля пахаря», «Ижорка», «Новополье». За годы четвертой (1946–1950) и пятой (1951–1955) пятилеток сельское хозяйство Красносельского района было полностью восстановлено.

Строительство и благоустройство

В послевоенные годы шло восстановление городского хозяйства и благоустройство. В первую очередь велось активное жилищное строительство, открывались школы и больницы, был выстроен новый Красносельский вокзал. В 1948–1951 годах в районе Сосновая Поляна под руководством архитектора Андрея Андреевича Оля был построен квартал малоэтажных домов для работников судостроительного завода им. А. А. Жданова, который находился неподалеку.

В послевоенное время территория современного Красносельского района стала привлекать внимание архитекторов и градостроителей как новый жилой район разрастающегося Ленинграда. В советских изданиях можно встретить многочисленные планы и перспективы развития этих земель. Так, в Урицке на территории Полежаевского парка планировалось строительство детской больницы, рассчитанной на одновременное обслуживание 590 больных. Кроме стационаров для детей разных возрастов, столовой с молочной кухней и хозяйственного блока, предполагалось создание площадок для игр и прогулок, сада, оранжереи, бассейна, комнат для классных занятий школьников при разных отделениях.

Макет будущей застройки юго-западной части района Источник: Азиатский Н. А., Быстров И. Н., Филиппов Г. Г. Кировский район. Л., 1974

После намыва грунта на южный берег Финского залива там планировалось строительство многоэтажных домов трех жилых микрорайонов общей площадью более двух миллионов квадратных метров. А из окон своих квартир «десятки тысяч новоселов смогут любоваться морской панорамой, одетой в гранит набережной, около которой их будут ждать быстроходные катера и комфортабельные теплоходы для прогулок по Неве и Финскому заливу».

Приморская часть юго-западного жилого района. Рисунок к проекту Источник: Лисовский В. Г. Ленинград. Районы новостроек. Л., 1983

В 1962 году Архитектурно-технический совет Ленинграда одобрил проект перспективного развития Красного Села. Проект был разработан в мастерской № 1 института «Ленпроект» под руководством архитектора А. И. Наумова. В соответствии с планом, намечалось построить в Красном Селе миллион квадратных метров жилой площади и увеличить население до 150 тысяч человек.

По принятой планировке города «жилые комплексы — микрорайоны с населением примерно 7–9 тысяч человек — будут иметь столовую, продуктовый магазин, домовую кухню, бытовые мастерские, пункт приема белья, парикмахерскую, помещения для кружковых занятий, зрительный зал для самодеятельных спектаклей, концертов и собраний. Несколько микрорайонов будут образовывать жилые районы с численностью 40–50 тысяч жителей».

В каждом таком районе планировались административные здания, культурно-просветительные учреждения, предприятия торговли и общественного питания, комбинаты бытового обслуживания и зеленый массив с благоустроенными физкультурно-спортивными сооружениями. Реализацию новых идей планировалось начать со строительства многоэтажных (5-, 9-, 11- и 16-этажных) жилых зданий, здания городского Совета депутатов трудящихся, также проектировались Дворец культуры, библиотека, высотная гостиница, широкоэкранные кинотеатры, больничный городок.

В парке культуры и отдыха планировалось создание спортивного городка — стадиона с трибунами на 10 тысяч зрителей, зимнего плавательного бассейна, закрытых спортивных залов для занятий и соревнований по баскетболу, волейболу, гимнастике, тяжелой атлетике и другим видам спорта. В соответствии с планом, Красное Село и Ленинград связывали магистральные автомобильные дороги, а также монорельсовая дорога.

Красное Село в будущем. Проект Источник: Тихонов Л. П. Красное Село. Л., 1968