до 862
862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2024

Распространение лютеранской религии

В XIII веке большая часть славян, ижорцев, вожан (водь) и карел приняло православие, и до XVII века именно оно являлось доминирующей религией в нашем регионе.

После заключения русско-шведского Столбовского мира в феврале 1617 года, часть русских земель отошла к Швеции. По условиям мирного договора, жители отходящих к шведам земель (в частности, землевладельцы) могли уйти в Россию или остаться дома и принять шведское подданство. Большинство людей выбрали Россию и переселились в различные российские регионы. Земли нового шведского региона, названного Ингерманландией, обезлюдели.

На вновь обретенные территории шведы начали переселять финских крестьян, в основном из южных и юго-восточных областей Финляндии. К 1630-м годам основным населением Ингерманландии стали финны. А к концу XVII века их численность достигла 30 тысяч человек. Вместе с переселенцами-финнами в регион пришло лютеранство.

Первое упоминание о лютеранском приходе на территориях современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области датировано 1611 годом — это финский лютеранский приход в Лемболово.


В 1630 году в Ингерманландии было 8 лютеранских церквей и всего 6 священников, а к 1655 году насчитывалось уже 58 приходов, 36 церквей и 42 пастора. Впоследствии, в связи с укрупнением, количество приходов сократилось. Всего же к концу XVII века на территории Ингерманландии насчитывалось 28 приходов.

Стоит отметить, что в вопросе вероисповедания правительство Швеции проводило определенное экономическое давление. Так, от подушной подати, введенной шведами, освобождались православные, перешедшие в лютеранство. В связи с этим даже некоторые русские дворяне, оставшиеся на шведских новых территориях, перешли в лютеранство. И хотя православие не было запрещено, деятельности православных приходов чинились всевозможные препятствия. Количество православных церквей в Ингерманландии сократилось с 48 в 1630 году до 20 в 1655 году, а православных священников к 1656 году осталось всего семеро.

В годы Северной войны лютеранским приходам был нанесен существенный урон. Ништадтский мирный договор 1721 года разрешил лютеранам свободное вероисповедание, и запустевшие лютеранские приходы начали оживать. В XVIII-XIX веках строительство новых и возрождение старых лютеранских церквей продолжилось с большой активностью. Причем некоторые храмы и приходские сооружения строились на средства дворянства и даже императорского дома. Но, в основном, конечно, эти работы производились на средства прихожан.

Как православные, так и лютеранские приходы кроме исполнения непосредственной своей функции — отправления религиозных нужд прихожан, служили еще и культурными очагами, центрами сохранения местных традиций, праздников и обычаев, начального образования и распространения административной и государственной информации.

Начальное образование давалось на национальных языках. Первая конфирмационная школа, где подростков обучали чтению и письму, возникла в 1782 году в деревне Колпаны. А в первой половине XIX века школы открылись уже в Хиетамяках, Мартышкино и Дудергофе.

Очагами культуры приходские центры оставались до XX века, когда декретом II Всероссийского Съезда Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов от 27 октября 1917 года принадлежавшие Церкви земли, среди прочих, переходили «в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле».