до 862
862-1703
1703-1800
1800-1917
1917-1941
1941-1945
1945-1973
1973-2024

Красносельский театр

Театр с середины XIX века стал важным элементом повседневной жизни Красного Села и его окрестностей. На сцене Красносельского театра выступали многие ставшие впоследствии известными актеры и актрисы, балерины, музыкальные исполнители.

Театр в Красном Селе, как и многое другое, появился благодаря традиционным лагерным сборам, регулярно проходившим здесь примерно со второй трети XIX века.

В летнее время на маневры в Красное Село, кроме высочайших особ, съезжались приближенные ко двору и войсковым штабам, а также военные представители иностранных держав. Для увеселения и развлечения аристократии проводились фейерверки и различные гуляния. Во время одного из таких гуляний, согласно существующей версии, императором Николаем I было поручено устроить что-нибудь для «господ офицеров», в ответ была предложена идея создать театр.

Дежурный штаб-офицер полковник Николай Петрович Синельников, которому была поручена реализация этой идеи, обратился за советом, как осуществить задуманное, к известному актеру Александринского театра Якову Григорьевичу Брянскому.

Наружный вид Красносельского театра. 1905 – 1909 гг. Источник: Материалы сайта PastVu: https://pastvu.com/p/1835378

 

Первый Красносельский театр

Строительство летнего театра началось осенью 1850 года. Местом для его размещения стала долина Безымянного озера. В мае следующего года возник не только театр, но и довольно обширный парк. Здание театра было построено по чертежам архитектора Сарычева. В строительстве были задействованы военные: 12 гвардейских полков выделили на работы по 10 мастеровых.

Театр представлял собой деревянное здание на каменном фундаменте под железной крышей. Снаружи он был скромен, зато внутренняя отделка была эффектна. Стены зала были покрыты белыми под мрамор обоями с золотыми украшениями на барьерах лож, изображавшими военные атрибуты. Передний занавес сцены изображал красносельский лагерь ранним утром в лучах восходящего солнца. Особенный эффект производила люстра в виде парящего орла, когтями державшего большой лавровый венок на цепях диаметром 160 см, который освещал зал театра с помощью 30 масляных ламп. Зал имел партер, бенуары и один ярус лож, впереди которого размещалась императорская ложа, устроенная по образцу ложи Михайловского театра.

Открытие состоялось 3 июня (5 июля) 1851 года в присутствии императора Николая I, цесаревича Александра Николаевича и великих князей.

Купальни и театр. 1890 – 1900 гг. Источник: Материалы сайта PastVu: https://pastvu.com/p/1115639

 

Театральная жизнь

В первые годы посещать театр могли только военные и члены их семей. В то время каждый спектакль проходил как торжественное событие. В ложах размещались дамы. В первых рядах кресел — важные персоны с генеральскими эполетами, далее, в партере, — гвардейские офицеры различных родов войск.

Спектакли в первое время давались очень часто, по три-четыре раза в неделю. Сборы всегда были полные, все места абонировались. Ставил спектакли режиссер А. А. Краюшкин, который был откомандирован из Санкт-Петербурга с предписанием рекомендовать директору все лучшие пьесы.

Старое фойе Красносельского театра. Конец XIX – начало ХХ века Источник: Ломачевский А. Воспоминания о Красносельском театре (К его пятидесятилетию) // Столица и усадьба. 1914. 12-13. С. 18 – 20.

Представление состояло из двух частей. Сначала давались драматические постановки, затем небольшие балеты или балетные дивертисменты. Спектакли носили, как правило, развлекательный характер, но иногда ставилась и классика, например «Горе от ума» или «Ревизор». В первый год были поставлены такие пьесы, как «Белая камелия», «Провинциалка», «Домашняя история». Оркестр состоял из полковых музыкантов, позднее к ним присоединились музыканты Александринского театра.

 

Жизнь за кулисами

Вначале, до постройки железной дороги, актеры ехали в Красное Село на лошадях. В 9 часов утра в день спектакля они собирались у Александринского театра, где их ожидали большие, с империалами, дилижансы, запряженные шестерками.

Душой театра был его директор, полковник Н. П. Синельников. По словам артистов, ни в одном из императорских театров не было такого порядка за кулисами, какой царил в Красносельском. С помощью солдат перемена декораций, уборка сцены производились быстро, без всякой суеты и в глубочайшей тишине.

Сам Синельников с большой заботой относился к актерам. По приезде им давался завтрак, затем шли репетиции, после чего артисты отправлялись на прогулку, а после спектакля ужинали. Если спектакли шли два дня, то актеры ночевали в театре. Для них были построены три уютных домика. В 1851 году полковник Н. П. Синельников был произведен в генерал-майоры и оставил управление театром.

Красносельский театр. Конец XIX – начало ХХ века Источник: Материалы группы в социальной сети «ВКонтакте» «====ГОРОД, КОТОРОГО БОЛЬШЕ НЕТ====» https://vk.com/public998865

 

Второй Красносельский театр

Императорский подъезд Красносельского театра. Конец XIX – начало ХХ века Источник: Ломачевский А. Воспоминания о Красносельском театре (К его пятидесятилетию) // Столица и усадьба. 1914. 12-13. С. 18 – 20.

В 1860 году здание театра было отремонтировано на средства императора, а в 1868 году вместо старого театра на деньги военного ведомства был построен новый по проекту инженера-полковника Бенземана. При этом был значительно увеличен парк.

Новый театр стал больше прежнего. В его зрительном зале размещались 62 ложи, распределенные по три яруса, 198 кресел в партере и 150 мест в верхней галерее. Если отделка старого театра соответствовала военной тематике, то отделка нового была исполнена в русском стиле по рисункам известного архитектора Харламова.

Вместо обычной серединной царской ложи за партером имелись две боковые ложи, расположенные на уровне сцены и выполненные в виде деревянных избушек с коньками и элементами орнамента народного творчества. Верхние украшения сценической арки были вырезаны и расписаны так, что напоминали русские вышитые рушники и крестьянские кружева. Все убранство казалось резным. Плафон зала был расписан так, что казалось, подвешен громадный ковер, вытканный в русских народных традициях. По окружности плафона, над третьим ярусом лож, как бы изображая четвертый ярус, были нарисованы русские крестьянки в одеждах разных губерний и областей России. Освещала зал деревянная резная люстра, также выполненная в русском стиле.

Просторное фойе при бельэтаже вело на обширную террасу над главным подъездом театра. В антрактах зрители дышали здесь свежим воздухом и любовались белоснежными палатками главного военного лагеря.
В самом театре во время спектаклей работал фруктовый буфет, кроме того, пообедать и поужинать можно было в ресторане, который находился напротив театра на берегу Безымянного озера.

 

Дебютанты и корифеи на сцене Красносельского театра

Матильда Феликсовна Кшесинская Источник: Материалы группы в социальной сети «ВКонтакте» «Красное Село. Альбом с фотографиями» https://vk.com/club5753950

С 1861 года участие в Красносельских спектаклях актеров драмы и балета стало обязательным. На сцене театра выступали многие известные, именитые актеры, среди них: Алексей Михайлович Максимов, Яков Григорьевич Брянский, Петр Иванович Григорьев, братья Каратыгины, Прасковья Ивановна Орлова, Мария Гавриловна Савина, Вера Федоровна Комиссаржевская, Мария Николаевна Ермолова, сестры Самойловы. На сцене танцевали ведущие русские балерины того времени: Надежда Богданова, Варвара Никитина, Мария Петипа, Анна Павлова. Дебютировали на этой сцене Матильда Кшесинская (в 1890 году) и Агрипина Ваганова (в 1908 году). Нередко с концертами здесь бывал Федор Шаляпин. В 1890 году выдающийся русский балетмейстер Мариус Петипа специально для Красносельской сцены поставил балет «Ненюфор», сюжет которого был взят из древнегерманских баллад. 11 июля 1914 года состоялся последний спектакль в присутствии государя Николая II.

 

Судьба театра
В 30-е годы XX века театр был закрыт, так как третий ярус обветшал. В годы Великой Отечественной войны, как утверждали очевидцы — жители Красного Села, здание театра использовалось фашистскими захватчиками в качестве пересыльного пункта военнопленных. Одновременно здесь содержалось около полутора тысяч человек. Позже он сгорел и до нашего времени не сохранился.