Кораблестроение от начала до петровских времен
Однажды человек взобрался на плавающий в воде ствол дерева, чтобы перебраться через реку. И понял, что так перебираться через холодную воду гораздо легче, хотя удержаться на мокром и крутящемся стволе было весьма непросто. Но связав два ствола сплетенной веревкой, человек увидел, что стволы больше не крутятся. Вероятно, так и было изобретено первое в истории плавательное средство — плот.
Следующим шагом в освоении водных пространств человеком стало создание лодки. Первые лодки создавались выжиганием или выдалбливанием ствола дерева. Одна из древнейших лодок, изготовленная около 3000 лет назад, хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Правда, по более современным датировкам, лодке 720 лет. Впрочем, это не так и важно, ведь такие же лодки можно увидеть кое-где до сих пор. Используют их охотники и рыбаки, как тысячи лет назад использовали их представители древнейшего населения наших мест — финно-угорские племена.
Со временем конструкции лодок усложнялись, их функциональность увеличивалась. Теперь от лодок требовалось перевозить грузы и большое количество людей, так как реки стали настоящими магистралями и дорогами древности. Именно по рекам пришли в наш край славянские племена и стали жить по соседству с более древним населением.
Типы лодок древнего населения
Древние славяне использовали несколько типов лодок — челны, ладьи, струги и ушкуи.
Челны — самый маленький тип лодок, использовался только в знакомых водоемах для перемещений на небольшие расстояния, охоты и рыбной ловли. По своей конструкции и виду челн не сильно отличался от лодки-долбленки. Для изготовления челна использовались доски, из которых делали борта и которые, при необходимости, можно было легко заменить.
Более вместительным судном стали ладьи — они предназначались для дальних речных и морских переходов и имели, кроме весельного, еще и парусное оснащение. Наиболее древние остатки ладей найдены в Старой Ладоге и относятся к IX веку. Согласно письменным источникам, к этому времени славянское государство обладало флотом около 200 ладей. В мирное время ладьи использовались как торговый флот, а в военное — все имевшиеся ладьи мобилизовывались князьями для военных нужд.
Первые ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы, использовавшихся в качестве киля, а борта наращивались досками до нужной высоты. С течением времени размеры судна увеличивались, и к XIV веку ладьи достигали в длину 25 метров и в ширину 8 метров.
Если ранняя ладья принимала на борт порядка 20 тонн груза, то в XIV веке уже 200 тонн, а в XVI веке — до 300 тонн груза.
Русские ладьи ходили торговать и с Англией, и со скандинавскими странами, и на Грумант и Мангазею, выдерживая и дальние переходы, и суровые арктические условия.
Ушку́й — историческое название новгородских плоскодонных речных судов, известных на Руси примерно с XIII по XV век. Это легкое гребное судно с малой осадкой. Как правило, на веслах располагались 12 гребцов — по 6 человек с каждой стороны. Судно могло перевозить до 40 человек или 15 тонн груза. На ушкуях новгородцы совершали длительные переходы по Волге, Каме и другим рекам. Кроме того, на них совершались набеги на соседние территории.
Примерно с XI по XVIII века активно использовались и более крупные парусно-гребные суда — струги. Они имели длину от 20 до 45 метров и весельное снаряжение от 6 до 20 весел. В зависимости от направления ветра, мог быть установлен прямой парус, что делало струги весьма быстроходными. Именно на стругах покоряли Сибирь казаки Ермака Тимофеевича.
Суда этой конструкции изготавливались до времен Петра Великого. Так, во втором азовском походе зимой 1696 года в Воронеже и в Воронежском уезде, помимо других судов, были подготовлены 522 струга.
Строительство стругов было завершено с указом Петра I от 28 декабря 1715 года. «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих ладьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) даётся им сроку на старых ходить только два года».
Указ был обусловлен возможностью установки на кораблях иностранных типов большего количества артиллерии.
Галиот — изначально был распространен в Средиземноморье, но впоследствии стал активно использоваться в северной Европе и из Голландии, по воле Петра I, пришел в Россию. Использовались галиоты для каботажного (прибрежного) плавания. Галиоты покупались и захватывались в качестве трофеев, кроме того, на российских верфях происходило активное строительство кораблей этого типа. Впоследствии галиоты стали одними из самых распространенных кораблей и использовались до начала XIX века. Использовались они в качестве грузовых, пассажирских и почтовых судов, а также для выполнения всевозможных вспомогательных работ.
В 1668 году по указу царя Алексея Михайловича русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль — галиот «Орел». Экипаж корабля включал 22 матроса и 35 стрельцов.
Флейт — морское транспортное судно, пришедшее к нам из Голландии по указу Петра I. Входили в состав Балтийского флота и Каспийской флотилии. Использовались как грузовые и вспомогательные суда, служили для доставки грузов и вооружений. Для самообороны на флейт могло быть установлено от 4 до 8 орудий.
Галера —гребной военный корабль с одним рядом весел и 1–3 мачтами. В России появились при Петре I. Первые в России галеры имели до 50 весел и до 20 пушек. В бою передвигались только на веслах. Успешно применялись русским флотом в Северной войне против шведов на мелководье и в шхерах Финского залива.
Скампаве́я — военное быстроходное судно русского галерного флота в XVIII веке длиной до 30 метров, шириной 5,5 метров и осадкой до 1 метра.
Скампавея приводилась в движение 12–18 парами весел, 1–2 мачтами с косыми парусами. Первые скампавеи были построены при Петре I на Олонецкой верфи в 1703 году и применялись до конца XVIII века. Вооружение составляли 1–2 пушки малого калибра, обычно расположенные в носовой части корабля. Могла принимать до 150 солдат для ведения абордажного боя. Использовалась для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах.
Шнява (от голландского Snauw) — небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVII–XVIII веков, похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 тонн, вооружение 14–18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
Шхуна — парусное судно, имевшее две или более мачты с косыми парусами, мореходное, могло ходить круто к ветру, имело до 16 пушек.
Первые шхуны для русского флота были построены в 1771 г. по проекту английского адмирала на русской службе Чарльза Ноульса. Эти суда предназначались для Дунайской флотилии. Шхуны были построены из заранее заготовленного в Молдавии леса. После спуска на воду в 1772 и 1773 годах они получили названия «Победослав Дунайский», «Вечеслав», «Измаил» и «Браилов». Первоначально вооружение для шхун было взято с галиотов и галер. но после испытаний шхуны были признаны «удобными для морского плавания» и перевооружены 12-фунтовыми орудиями.
Все четыре первые русские шхуны участвовали в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. После войны шхуны находились в составе Дунайской флотилии, позже в составе Азовской флотилии.
Бриг — двухмачтовое судно, служившее в основном для конвоя купеческих судов и дозорно-разведывательной службы. Наиболее известным бригом русского флота был «Меркурий», вынужденный в 1828 году в ходе русско-турецкой войны вступить в бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем, нанеся серьезные повреждения противнику.
Фрегат — военный трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением, имевший одну или две (открытую и закрытую) орудийные палубы на 60 артиллерийских орудий. Данный тип судна был широко распространен в XVIII и XIX веках.
Первый российский фрегат был заложен в 1703 году на Олонецкой верфи. Ему было присвоено название «Штандарт» в честь открытия нового торгового пути через Балтийское море.
Фрегат «Штандарт» стал одной из сильнейших боевых единиц Балтийского флота. На его закрытой батарейной палубе и верхней палубе были установлены 28 пушек калибром 8, 6 и 3 фунта. Экипаж судна насчитывал 120 человек. Строительство фрегата «Штандарт» было связано с упорными попытками России найти выход к Балтийскому морю. В 1703 году российские войска взяли шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. В дальнейшем «Штандарт» принимал непосредственное участие в Северной войне против Швеции.
Линейный корабль — класс парусных трехмачтовых деревянных военных кораблей, характеризующихся полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением и численностью экипажа от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Вооружение составляло до 130 пушек. Это был наиболее совершенный боевой корабль парусной эпохи.
В России термин «линейный корабль» применительно к парусным судам стал широко использоваться только с начала XX века. До 1880-х годов российские военные суда, обладавшие характеристиками, схожими с западноевропейскими парусными линейными кораблями, относились к классу «корабль». Несмотря на то, что русские корабли также предназначались для ведения морского боя в строю кильватера (линии баталии), их неофициально называли линейными судами. Первый такой российский корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») был построен без помощи иностранных мастеров на Воронежской верфи в 1700 году для Азовского флота, существовавшего в 1696-1712 годах. Главным строителем этого корабля являлся Петр I.