ОАО ВНИИТрансмаш

История

Датой основания института принято считать 4 июня 1949 года.

В то время был создан «Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт» (ВНИИ-100) на базе ленинградского филиала Опытного завода № 100. В годы Великой Отечественной войны завод производил тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки.

«Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт» создавался для обеспечения превосходства отечественной бронетанковой техники перед зарубежной. Руководство страны понимало, что для улучшения свойств отечественных моделей необходимы глубокие научные исследования, направленные на поиск и разработку новых технических решений. Главным танковым конструктором и первым директором ВНИИ-100 был Ж. Я. Котин, известный инженер и организатор промышленности, разработавший тяжелые танки КВ и ИС.

Изначально институт располагался на территории Ленинградского Кировского завода, но впоследствии территория стала сильно ограничивать возможности института для проведения исследований, разработки машин и создания опытных образцов. В 1950 году в районе пос. Горелово впервые был выделен земельный участок для строительства испытательной базы. Через 9 лет утверждено комплексное задание ГКОТ на проектирование и строительство института в районе пос. Горелово.

Полностью перемещение в новую зону — пос. Горелово было достигнуто только к 1961–1962 годам, институт стал научно-производственным центром по производству транспортной техники.

История института тесно связана с развитием танковой отрасли. В разработке танков использовалось множество уникальных технических решений, которых не было ни в отечественном, ни в мировом танкостроении. Поэтому для освоения в серийном производстве институту требовалось проводить широкие теоретические и экспериментальные исследования танков.

 

Об основных этапах деятельности

В начале (1949–1960) институт занимался разработкой и улучшением первого поколения бронетанковой техники после войны. Совместно с Ленинградским Кировским и Челябинским тракторными заводами были созданы: тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76 и бронетранспортер БТР-50П, которые впоследствии приняты на вооружение Советской Армии.

С начала 1960-х институт активно участвовал в разработке основного танка Т-64 в Харьковском конструкторском бюро транспортного машиностроения, который на многие годы определил основные направления развития отечественных танков.

В период с 1960–1975 годов институт активно участвовал в создании основных танков и боевых машин пехоты, а также разрабатывал автоматизированные шасси для луноходов.

Значимый вклад институт внес в создание и освоение основного танка Т-64, который впоследствии стал ориентиром отечественного танкостроения на многие годы. В 1970-х годах институт участвовал в отработке и доводке до серийного производства других танков — Т-72 и Т-80. Также координировал работы и оказывал техническую помощь разработчикам принципиально нового вида вооружения — боевых машин пехоты.

С 1963 года институт начал заниматься работами космической направленности. Были созданы и успешно протестированы в 1971 и 1973 годах на Луне автоматизированные шасси «Лунохода-1» и «Лунохода-2». «Луноход-1» работал на Луне 10 месяцев, проехав 10,5 км и выполнил 530 замеров характеристик грунта. «Луноход-2» проработал 5 месяцев, проехав 30,5 км и выполнив 490 замеров.

Был создан мини-марсоход ПрОП-М, доставленный на поверхность Марса для изучения свойств поверхности. А на борту станции «Фобос-2» был установлен подвижный аппарат ПрОП-Ф для исследования поверхности Фобоса. Однако связь с «Фобосом-2» была потеряна в околомарсовом пространстве.

В период с 1975 по 1990 годы главные задачи отрасли заключались в улучшении техники танков и создании новых военных машин. Одним из важных направлений работы было создание робототехнических комплексов для экстремальных условий.

Для исследования основных характеристик военных машин широко использовались физическое моделирование и ходовые испытания. Специалисты института принимали активное участие в испытаниях на заводах, в войсках и в государственных испытаниях.

Институт принимал участие в создании танков с пушечно-ракетным вооружением Т-72Б, Т-80БВ, боевых машин пехоты БМП-2 и БМП-3, боевых машин десанта БМД-2 и др.

В 1986 году был разработан и успешно использован робототехнический комплекс «Клин-1» для ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Робот СТР-1, работавший на кровле Чернобыльской АЭС. Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».

Продолжались работы по разработке технических решений для планетоходов и оборудования для космических исследований. Были созданы различные образцы марсоходов и приборные комплексы для исследований физико-механических свойств Луны, Венеры, Марса и Фобоса.

С 1990 по 2007 годы институт разрабатывал гражданские продукты и модернизировал основные танки.

В этот период были созданы различные машины на базе танков и боевых машин пехоты, которые были переоборудованы для гражданского использования. Разработаны компоненты для ж/д и городского транспорта, спецмашин МЧС, а также техническое оборудование для различных целей.

Для космических исследований разработаны различные варианты шасси демонстраторов лунохода и планетоходов, созданы трехосная стабилизированная платформа «Аргус» для космического аппарата «Марс-96», платформа точного наведения «Ориентатор» для космической станции «Мир».

Для высокоскоростного поезда ВСП-250 «Сокол» были разработаны и испытаны различные компоненты, включая электромеханическую тележку, систему управления тормозами, систему сцепления и систему контроля состояния техники. Все разработанные компоненты и системы успешно прошли испытания в составе опытного поезда «Сокол».

В 1993 году институт преобразован в открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения» (ОАО «ВНИИТрансмаш»).

С 2004 года предприятие находится в сфере деятельности департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России.

В 2016 году АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», включая ОАО «ВНИИТрансмаш», вошло в состав ГК «Ростех». А с 2007 года ВНИИТрансмаш стал частью научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». Предприятие включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

 

Институт сегодня

Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (ОАО «ВНИИТрансмаш») — это комплексный научный, исследовательский, конструкторский, производственный и испытательный центр транспортного машиностроения.

 

Макет марсохода (проект «Марс-96»). Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».

Основные направления деятельности

  • Военные гусеничные машины.
  • Планетоходы и научная аппаратура для исследования поверхности планет и их спутников.
  • Городской транспорт и коммунальные машины.
  • Железнодорожный транспорт.
  • Аварийно-спасательные машины и роботы.
  • Оборудование для различных отраслей.
  • Испытания транспортных машин и их составных частей.

Институт принимает участие в создании перспективных боевых платформ «Бумеранг», «Курганец-25», «Армата» и «Коалиция».

Институт имеет стендовую базу для исследований и испытаний транспортной техники военного и гражданского назначения, в том числе уникальный климатический комплекс, позволяющий проводить стендовые испытания сложных технических систем и их составных частей (в том числе транспортных средств в полной сборке с работающим двигателем мощностью до 1500 л. с.) при воздействии отрицательных и положительных температур с различной влажностью, дождя, росы, инея, а также ускоренные испытания на сохраняемость изделий и материалов. Комплекс включен в Реестр уникального стендового оборудования Минпромторга России.

На все виды деятельности имеются лицензии и сертификаты.

Главный вход. Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».

Аллея ветеранов войны и труда. Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».

Робот для внутритубной диагностики. Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».

Беззазорное сцепное устройство БСУ-3. Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».

Специалисты ВНИИТрансмаш и оборудования комплекса Клин-2 в составе двух роботов СТР-1. Фотоархив ОАО «ВНИИТрансмаш».